<< назад к оглавлению | СергейСергеевич :: "Лексикологический комментарий..." | ||
Как бы учебное задание по Русскому Языку им. Юрия Гавриловича Бахирева, 1997 год «Лексикологический комментарий к некоторым малым фольклорным стихотворным формам (т.н. частушкам) времен советской власти» Литературоведческо-лексикологическое полуэссе, аппроксимативно 1 страница. Жанр малой (как правило, четырехстрочной) фольклорной стихотворной напевной формы - частушки, - несмотря на давность происхождения, по-прежнему живет в народе и пополняется новыми элементами. Казалось бы, социум, по мере технического и морально-нравственного прогресса, должен был бы отойти от архаичных видов творческой экспрессии наподобие частушек (безусловно, признав их как историческое культурное достояние), однако на данный момент мы не можем безапелляционно утверждать, что в обществе не происходят процессы формирования новых малых стихотворных форм, причем с известной долей откровенности (не в качестве пародии или стилизации). Частушки по-прежнему выражают исконно им присущие любовные мотивы и социально-мировоззренческие позиции народа в целом и отдельных групп его представителей в частности. Весьма сильны (были и остаются) позиции такой разновидности частушек, как т.н. «озорные», не имеющие, как правило, реальной смысловой нагрузки, но несущие значительный экспрессивный заряд. Последние нередко содержат ненормативную бранную (т.н. нецензурную1 ), просторечную лексику, иногда являются просто игрой слов. Популярен также прикладной творческий прием, при котором для воплощения задуманной мысли в стандартной частушечной законченной стихотворной форме придумываются сюжетно независимые детали («На горе стоит точило / На точиле - банка / Я советский человек / А ты - иностранка» («пиздорванка»)). Рассмотрим отдельные образцы подобных частушек XX в.: Мы с приятелем вдвоемПрямое указание на достаточно современное техническое средство передвижения уже говорит о том, что жанр частушки перемещается во времени вместе с народом, ибо во времена зарождения жанра катеров не существовало. Здесь же явно видно знание (понимание) физического закона центробежной силы, упоминание чего вряд ли бы пришло в голову средневековому сочинителю. В то же время, казалось бы, прикладное, «для рифмы», употребление архаичного окончания в слове «каталися» придает частушке достаточно традиционное, колоритное, народное звучание. Частушка содержит малоправдоподобный комический сюжет и не несет назидательной, глубокомысленной нагрузки или выражения чувств. Шик, блеск, в жопе треск,Частушка, вообще не содержащая сюжета (тем более глубокомыслия), представляет из себя просто игру слов, полет творческой фантазии, обыгрывающий чрезвычайно популярную в народном, и, особенно, частушечном, творчестве сексуальную тему. Вообще, роль этой темы в народном творчестве непомерно велика, что, вероятно, указывает на непреложную ее актуальность и первоочередность во все времена и для всех возрастов («Девки в озере купались / Я на камушке сидел / Девки ... показали / Я и с камушка слетел», «Меня милый не целует / Говорит «потом, потом» / Я иду, а он на печке / Тренируется с ежом» и т.п., и т.п.). Меня дроля провожал,Являясь продолжением любовной темы, приведенная частушка затрагивает еще один лексический пласт - локальную диалектную лексику. Слово «дроля» (аналог «милый») характерно лишь для простонародной лексики преимущественно северных регионов России. Мультирегиональность частушек - один из признаков их народности. Также стоит отметить метафорическое употребление здесь слова «навешать» (вместо исконного значения корня «зафиксировать что-л. в некой верхней точке» в значении «применить что-л. к чему-л.(кому-л.)»), данная метафора присуща жаргонной лексике и, в принципе, представляет собой в сочетании с определенным бранным существительным сформировавшийся фразеологизм. Меня в армию призвали,Недовольство современной молодежи призывом на срочную военную службу нашло отражение в народном творчестве. В приведенной частушке улавливается ирония, сомнение в явной пользе армейской срочной службы, недовольство самим фактом призыва и объемом принудительных работ. Вообще, отдельного рассмотрения стоит армейский (как правило, солдатский и курсантский) фольклор, в хорошем народном творческом стиле отражающий общие (преимущественно негативные) эмоции военнослужащих срочной службы («Здесь назовут тебя неряхой / И запятнают твою честь / А ты в душе пошлешь всех на хуй / И, как всегда, ответишь: "Есть!"», «Потные портянки, шапка - заебись, нахуй мне гражданка, в рот она ебись»). Таким образом, тематика (а также стилистика и пр.) частушек, злоупотребляющих бранной лексикой крайне обширна. Речь идет именно о злоупотреблении, потому что приемлемые более благозвучные синонимы в большинстве случаев подыскать не очень сложно, безальтернативность именно такого способа выражения мысли сомнительна. Однако бранная лексика, несмотря на ее повседневность, продолжает оставаться крайне популярной и даже общеупотребительной, ненормативные лексические единицы по частоте употребления уступают разве что предлогам и союзам. Использование брани в народном творчестве, во-первых, неизбежно, во-вторых, придает ей известный колорит, определенную привлекательность для заинтересованных лиц. Наравне с отражениями повседневного быта, экспрессивными характеристиками и т.д., частушки были и выражением политических убеждений и формой социального протеста. Например, частушка Год тюрьмы за гвоздьявляется примером творчества репрессированных тоталитарным режимом Сталина, зачастую по ложным обвинениям, людей, образцом одной из граней многоликого т.н. «лагерного фольклора». О слове «партвзыскание» на сегодняшний момент можно говорить как об историзме, хотя это явление в условиях современной действительности, в принципе, допустимо. К тому же это пример относительно устаревшей лексики официально-делового стиля, причем двукорневое сложносокращенное слово. Частушки, таким образом, даже непристойные, являются зеркалом истории народа и его духовной эволюции, выражают различного рода эмоции и желания, коллективно, с течением времени, сформулированные различными фольклорными соавторами, и вмещают в себе различные пласты народной лексики. ---------------------------- 1 Согласно ст.29, п.5 Конституции РФ 1993 года, цензура в РФ запрещена (c) СергейСергеевич, 1997 г. |
||
<< назад к оглавлению | СергейСергеевич :: Литература |